Коллекционирование в детском саду – способ познавательной активности дошкольников. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевому и художественному творчеству, памяти, наблюдательности. Современный педагогический процесс предполагает личностную вовлечённость ребёнка в этот процесс. Высшим проявлением активности ребёнка является его расположенность к творчеству, которому благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.
Будучи внимательными к интересам детей, переговорив с родителями, воспитатели нашего детского сада обнаружили интерес детей к собиранию.Появилась идея сделать выставку детских коллекций. Родители помогли принести экспонаты коллекций детей.
В подготовительной группе девочки увлеченно рассказывали о своих куклах, постоянно приносили их в детский сад. Воспитатель Г.Ф.Барышникова предложила детям собрать коллекцию кукол.
В старшей группе мальчики увлеченно рассказали о своих моделях автомобилей, познакомили всех с названиями марки машин, их назначением. Воспитатель Е.И.Быкова предложила детям собрать коллекцию машин. Детям понравилось, потом вместе поиграли с модельками.
В средней группе дети заинтересовались нагрудными значками. Воспитатель Е.Ю.Пятова предложила помочь ребятам узнать, для чего значки нужны человеку, какие они бывают и т.д. Получилась коллекция нагрудных значков.
Удивление, умение видеть необычное в обычном, вот что происходит в процессе коллекционирования. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей.
Стойкость такого пытливого отношения ребёнка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребёнка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности –любознательность, пытливость, наблюдательность.
Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления познавательной активности ребёнка.